Публикации

Как устроить арктический рефрижератор

Авторы:

Виктор Кот, кандидат технических наук, почетный председатель Севастопольского морского собрания

Что сегодня

 

Для современной России развитие грузоперевозок через Северный морской путь – одно из приоритетных направлений госполитики по развитию Арктики и СМП. Потому что Севморпуть – это главная судоходная магистраль Арктики, которая представляет собой кратчайшее соединение Дальнего Востока и европейской части страны.

Возможностью использования Северного морского пути в целях торгового мореплавания русские люди занимались более 400 лет назад. В 1720 году Петр I проблему СМП выдвинул в ранг государственной политики. После него этой темой занялся великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

На современном этапе президент России В.В. Путин поставил стратегическую цель – сделать СМП глобальной транспортной артерией в Арктике и резко увеличить ежегодный грузооборот уже к 2024 году до 80 млн тонн. Из каких грузов запланировано складывать эти миллионы тонн, известно – в прессе считали и обсуждали не раз чиновники самых высоких рангов.

Напомню, что в настоящий момент основной объем грузов, перевозимых по СМП, составляют сырьевые товары нефтегазовой и горнодобывающей промышленности. При этом перевозки замороженных и охлаждаемых продуктов занимают мизерную часть грузооборота, так как основная их часть направляется в качестве снабжения в населенные пункты северных регионов страны.

Однако с учетом количества добываемых морских биоресурсов в дальневосточных морях в этом объеме есть огромный потенциал, чтобы занять значительную часть (до 10 млн тонн) грузоперевозок многоцелевыми арктическими рефрижераторами, доставляя по СМП экологически чистые морепродукты Дальнего Востока в европейскую часть России и грузы по программе северного завоза на обратном пути. Но сегодня этого сделать нельзя. Совсем. Потому что уже 20 лет как минимум у современной России арктических рефрижераторов нет.

В то же время многовековая мечта российских первопроходцев открыть круглогодичную навигацию по СМП для сообщения между западом и востоком страны может быть реализована исключительно строительством серии многоцелевых арктических рефрижераторов с высокой ледопроходимостью, маневренностью, мощной энергетической установкой, позволяющей судну работать в экстремальных климатических условиях Арктики и Дальнего Востока, а также отвечающих стандартам Полярного кодекса, Резолюции MSC.385 (94) и МЕРС. 264 (68).