Санкт-Петербург
ул. Карташихина 1-3
Новости

Разработан проект универсального судна снабжения нового поколения для обеспечения северного завоза

В ПКБ «Петробалт» совместно с «Арктическими Морскими Технологиями» разработан проект универсального судна снабжения нового поколения для обеспечения северного завоза.

Одним из важных направлений развития Северного морского пути является организация грузоперевозок в населенные пункты и порты Крайнего Севера – северного завоза.

Основываясь на актуальной проблематике, ПКБ «Петробалт» разработало эскизный проект нового универсального судна снабжения нового поколения для обеспечения северного завоза и продолжает разработки по данному направлению – об этом рассказал генеральный директор ПКБ Илья Щербаков в рамках круглого стола Международной выставки и конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR 2024.

Основные характеристики судна:

Класс РС KM(*) Arc7 AUT1-ICS OMBO FF1WS DYNPOS-2 EPP ANTI-ICE ECO HELIDECK-H Winterization(-40) SPECIAL PURPOSE SHIP STANDBY VESSEL SUPPLY VESSEL
Длина, м 180,0
Ширина, м 30,0
Высота борта, м 14,0
Осадка, м 10,0
Дедвейт, т ок. 23 600
Водоизмещение, т ок. 39 500
Максимальная мощность, кВт 4х6 075
Максимальная скорость, уз 15
Движители 2 ВРК, 2х7 500 кВт

3 ПУ, 3х2 000 кВт

Автономность, сут. 60
Экипаж, чел. 30
Пассажировместимость, чел. 30

Судно предназначено для круглогодичного снабжения и обслуживания портов и населенных пунктов в Арктическом и северном регионах. Предусматривается перевозка 20-ти и 40-футовых контейнеров, генеральных грузов, пакетов и паллетов, насыпных и накладных грузов, грузового автотранспорта, топлива, горюче-смазочных материалов, воды и продовольствия, строительных материалов для строящихся береговых объектов. Обеспечены возможности приема, хранения, транспортировки и утилизации бытовых и промышленных отходов.

Функционал судна предполагает доставку персонала (не менее 30 чел.) на морские и береговые сооружения и эвакуацию пострадавших с судов, морских сооружений и из населенных пунктов. Оснащение судна обеспечивает оказание необходимой помощи пострадавшим.

Помимо перечисленного, судно может участвовать в тушении пожаров и операциях по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).

Грузовые трюмы имеют модульную компоновку и могут адаптироваться под задачи для перевозки того или иного вида груза.  Конструктивно предусмотрена возможность оснащения грузового района каждого из построенных судов под необходимые Судовладельцу задачи.

Для перевозки охлаждаемых грузов предусмотрен морозильный трюм с возможностью поддержания в нем температуры от -30 °С до +15 °С. В кормовой части судна расположен трюм для перевозки колесной техники. Для выполнения погрузочно-разгрузочных операций на палубе расположены два грузовых крана грузоподъемностью до 60 т. Для распределения паллетов, коробок и других видов тары (до 3 т) внутри трюмов могут используются вилочные погрузчики. Погрузка и выгрузка колесных грузов осуществляется при помощи аппарели, расположенной в кормовой части судна.

Размерения судна выбирались для обеспечения выполнения всего объема обозначенных задач. В процессе разработки были определены отечественные верфи, способные построить суда снабжения высокого ледового класса и имеющие технические возможности по созданию такого класса судов.

В составе эскизного проекта была также выполнена оценка экономической эффективности использования предлагаемых судов при реализации программы «северного завоза» и их окупаемости.

Она показала, что  за полную круглогодичную навигацию использование только 4-5 судов предлагаемого проекта, в сравнении с привлекаемыми, для перевозки того же объема грузов 10-15 существующих судов, позволит сэкономить от 3 до 5 млрд. руб.

Оценка окупаемости судов предлагаемого проекта проводилась на основе нескольких значений:

  • ориентировочной строительной стоимости (от 14,5 до 17,0 млрд. руб.);
  • льготных условий финансирования (аналогичных условиям, рекомендованных Правительством РФ для постройки атомных ледоколов или лизинга при строительстве судов «река-море» для Арктики;
  • нескольких вариантов фрахтовых ставок в зимне-весенний период.

При указанных различных условиях, окупаемость судна может составлять от 12 до 18 лет.  

Таким образом, предлагаемый ООО ПКБ «Петробалт» проект универсального судна снабжения позволит обеспечить решение поставленных Правительством  задач по совершенствованию  морской транспортной системы «северного завоза», поскольку их строительство и использование:

  • значительно повысят ее эффективность, обеспечив стабильность перевозок, их регулярность и снижение эксплуатационных издержек;
  • может повлиять на изменение всей логистической схемы «северного завоза», за счет более равномерной в течение года, доставки грузов в морские порты Севморпути;
  • позволит высвободить несколько (4-5) атомных ледоколов от работы по проводке судов с низкими ледовыми классами, выполняющих «северный завоз», для решения задач по обеспечению ледовой проводки крупнотоннажных судов;

позволит уменьшить количество судо-рейсов на трассе Севморпути в зимне-весенний период, что повысит безопасность мореплавания.